- Английские парки
-
АНГЛИ́ЙСКИЕ ПА́РКИ — тип культурного пространства, изв. в России с кон. 18 — нач. 19 в. Самый ранний тип пейзажного парка, возникший в Англии в сер. 18 в. на основе эстетики рококо и предромантизма. Имитируют естеств. пейзаж; для них характерны дорожки, направление к-рых определяется свободно текущими реками и линиями мягкого рельефа; их непрямолинейность создает эффект ожидания тайны. Небольшие рощи, купы и отд. деревья чередуются с обширными лугами и водными пространствами со свободными от деревьев и дорожек берегами. Эстетика парка моделирует представление о прекрасном как о недостижимом: создается впечатление, что самое красивое место — не то, в к-ром находятся, а то, куда смотрят; оно кажется доступным, но обычно недостижимо прямым путем. Отд. части ландшафтов А. П. включаются в культуру символическим посвящением их античным божествам: роща — Аполлону, остров — Афродите пеннорожденной, долина — богине земледелия Деметре, — что означалось возведением их "храмов" (павильонов античной храмовой архитектуры), реже — статуй. Скульптура сама по себе, без к-л. архитект. построек, крайне редка в А. П. Чаще всего его содержание выражают павильоны, обычно скрытые зеленью или рельефом ландшафта, чтобы предстать перед гуляющим неожиданно. А. П. включает также фермы, пастбища, пасущийся скот, нивы, облагороженные селения и счастливых, поющих и пляшущих поселян. Расцвет А. П. соответствует культуре сентиментализма кон. 18 — начала 19 в. Мн. постройки А. П. являются знаками ист. эмоций своей эпохи: павильоны и обелиски, посв. сентиментальным добродетелям, Любви (вообще или родительской и супружеской), Дружбе, субъектам привязанностей (людям или животным, в т. ч. могилы последних); лично важным для владельца ист. событиям, посещению этих мест важными персонами и самим этим персонам, а также павильоны (обычно классич. форм), колонны, обелиски, триумфальные врата, надписи и др. мемориализация памятных мест; родовые усыпальницы (часто — в виде замка в малодоступном месте). Др. постройки являются культурными моделями ист. эпох (античных, ср.-вековых), как бы дошедших до нас, зачастую в руинах. Ход времени воплощается излюбленным в живописи и парковом иск.-ве кон. 18 в. сочетанием торжеств. античных руин с контрастными по высоте стиля поздними и словно эфемерными постройками — хижинами, грубо сложенными сараями и т. п., прилепившимися к остаткам древностей. Остатками античного величия предстают в А. П. фермы, коровники, мельницы, птичники. Также в А. П. строились модели экзотич. архитектурных сооружений иных стран и народов (чаще всего это игровой Китай или Турция). В таком контексте реальные постройки приобретают знаковый характер. Так, в России здания елизаветинского времени становятся образом "готической" России (т. е. предшеств. эпохе Просвещения). В ряд культурных моделей входят многочисл. пасторальные архитект. мотивы: хижины, шале, палатки, березовые домики, и т. п. Являясь средством самоорганизации личности, А. П. стремится вызвать чувство гармонии с миром, свободы и покоя.
В России А. П. создаются с 1760-х гг.: Гатчинский, Екатерининский в Царском Селе, Павловский (долина р. Славянки), Английский в Петергофе, бесчисленные подражания в рус. помещичьих усадьбах. Разл. по масштабу и семантич. богатству, А. П. оказали колоссальное влияние на рус. культуру, отчасти сопоставимое с ролью великой рус. литературы, став проводником либерального самосознания в эпоху Просвещения и сентиментализма. Естественно переходящие в сел. пейзаж и гораздо б. обширные, чем в Зап. Европе, А. П. с нач. 19 в. стали неотъемлемым эл-том рус. пейзажа, а их изображение — пост. темой живописи и лит-ры. В период романтизма А. П. меняются в сторону уменьшения "лексичности" значения сооружений и усиления эмоц. воздействия за счет театрализов. орг-ции пространства: посадками (Павловск, р-ны "Белая береза" и "Парадное поле"), подчеркивания естеств. ландшафта: море, скалы, овраги, густые заросли как демонстрация стихийной мощи (Новошалейные пруды в Павловске, Александрия в Петергофе, Монрепо в Выборге, усадьба Воронцовых в Алупке). Позже А. П. вытесняются иными типами орг-ции пейзажа. Назв. "А. П." ошибочно применяют как наименование любого пейзажного парка.
Лит.: Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.